Scissors

Scissors

» Обучение

  • icon

Обучение

 

 

 Впервые в Красноярске организован цикл семинаров «ОТ СПЕЦИАЛИСТА ДО ЭКСПЕРТА В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ»

Что такое судебно-психологическая экспертиза (СПЭ)? 

СПЭ – это исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; 
СПЭ – специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. 
Значение СПЭ состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела и позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства весь арсенал современных научно-психологических средств.

 Кто может стать экспертом-психологом?

Любое лицо, имеющее квалификацию психолога (бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная переподготовка с присвоением квалификации), без специальных требований к стажу и опыту работы.
 

1. Деятельность психолога в гражданском судопроизводстве.


Какие задачи решает СПЭ в рамках гражданского судопроизводства?

Диагностика личности и эмоциональных состояний, психологических признаков достоверности и недостоверности сообщаемой информации;
Определение структуры детско-родительских отношений, родительского статуса, родительской мотивации, структуры эмоциональной привязанности, благоприятного прогноза развития личности ребенка в делах об определении места проживания ребенка и участии в его воспитании родителей и родственников;
Определения наличия или отсутствия диагностических психологических признаков наличия морального вреда в судебных делах об его возмещении;
Психологическая диагностика порока воли в судебных делах о признании сделок недействительными.

Цикл обучающих семинаров состоит из трех учебных модулей:

Судебно-психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей и определения их места проживания (16 часов).
Судебно-психологическая экспертиза сделок с пороками воли (16 часов);
Судебно-психологическая экспертиза морального вреда (16 часов);

Содержание модулей:

Методология
Экспертные задачи
Психодиагностический инструментарий и методы исследования
Структура заключения
Особенности выступления на суде

Каждый модуль предусматривает разбор реальных ситуаций и заключений эксперта. 
Слушателям предоставляются рабочие тетради.

При прохождении  3 модулей (СПЭ в гражданском судопроизводстве) слушатели получают удостоверение о прохождении КПК установленного образца. 

Стоимость обучения одного модуля (16 часов) составляет 9500р. 
При оплате трех модулей единовременно предоставляется скидка 10%.  

Предварительно старт цикла 5-6 апреля, либо 4-5 мая (в зависимости от укомплектования группы).

Менеджер: Виктория Шабанова, т. 8-913-557-51-41(Viber, WhatsApp, SMS, Direct).
 

1 модуль: 


Судебная психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей и определении их места проживания.


Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний.
В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел:
• о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);
• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (ст. 65 СК РФ);
• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ);
• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ);
• о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);
• о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
• об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ);
• об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ);
• об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ);
• об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства (ст. 67 п. 3 СК РФ).
Вышеперечисленные категории дел объединяются общей целью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в родительских правоотношениях. Потому суд  руководствуется интересами ребенка, ставя в предмет доказывания установление того факта, будет ли отвечать интересам ребенка  то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления, установление определённого времени на общение с отдельно проживающими родственниками и пр.). 
Эти обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя только из жизненного опыта. В данном случае необходимо применение специальных знаний.
Наш семинар рассчитан на практикующий психологов, которые желают повысить свою квалификацию до позиции эксперта в данной области. 
Семинар включает в себя лекционные и практические занятия по следующим тематическим блокам: 
1.Общая экспертология: права и обязанности эксперта, правила назначения и представления экспертизы и исследований, квалификация, требования к оформлению заключений.
2.Методология:  объект и предмет исследования (1) психический статус ребенка, 2) психический статус каждого из родителей, 3) родительский статус отца, 4) родительский статус матери, 5) анамнез семьи (особенности семейной ситуации и межличностных отношений), 6) особенности детско-родительских взаимоотношений). Цели исследования как определения функциональной способности матери и отца оптимально удовлетворять потребности ребенка с учетом личностных особенностей родителей и их родительского статуса; личностных и возрастных особенностей ребенка; качества детско-родительских отношений; стиля воспитания обоими родителями; определение детско-родительских отношений и межличностных отношений бывших супругов и т.д.
3.Вопросы, выносимые на экспертизу и (или) исследование. 
4.Алгоритм исследования: 1). Индивидуальная контактная диагностика членов семьи: экспертная психодиагностика индивидуально-психологических (личностных, эмоционально-волевых, мотивационных) особенностей родителей, индивидуально-психологических и возрастных особенностей  ребенка и особенностей его психического развития; 2). Ситуационная диагностика семейных (в том числе межличностных супружеских и детско-родительских) отношений, прогностическая клинико-психологическая диагностика психического развития ребенка при учете индивидуальных особенностей ребенка и родителей. 3). Прогностическая клинико-психологическая диагностика психического развития детей при учете их соматического, психического, статуса, половозрастных, индивидуальных и других особенностей.
5.Методы исследования: психологический анализ материалов гражданского дела, клинико-патопсихологический, анамнестический анализ, наблюдение, направленная психологическая беседа (в форме клинического интервью), биографический метод, экспериментально-психологическое обследование взрослых лиц и детей. Особенности работы со СМОЛ, тестами «Диагностика родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина»; «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.; методика parental attitude research instrument (PARI) Е.С. Шефера, Р.К. Белл; родительское сочинение В.В. Столина в адаптации А.И. Тащевой; ТАТ и САТ, метафорические карты,  тест Сонди, проективные тесты и т.д.
6.Разбор реальный гражданских дел и экспертиз «Экспертного бюро судебной психофизиологии и поведенческого анализа». 
7.Составление договоров и иных документов на оплату судебной экспертизы и (или) исследования. Особенности ценовой политики. 
 

Семинар по СПЭ в гражданском судопроизводстве ведет: 


Макаренко Ирина Александровна, кандидат психологический наук, член-корреспондент UK Academy of Education, эксперт, клинический и юридический психолог, член союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова», руководитель «Экспертного бюро судебной психофизиологии и поведенческого анализа», руководитель департамента юридической психологии и судебной экспертизы АНО ДПО «Национальный центр гуманитарного образования и информационных технологий», руководитель департамента судебных экспертиз Академии детекции лжи, автор монографии «Психолого-криминалистическая диагностика», знак отличия UK Academy of Education «За достижения в науке», стаж экспертной работы с 2001 года.
 

2. Деятельность психолога в уголовном судопроизводстве.


Цикл обучающих семинаров состоит из 16-ти учебных модулей по 16 часов каждый:


1.Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых;
2.Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших;
3.Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия;
4.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний;
5.Судебно-психологическая экспертиза по фактам ДТП;
6.Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого;
7.Судебно-психологическая экспертиза преступной группировки (группы);
8.Судебно-психологическая экспертиза экстремистской и террористической деятельности;
9.Судебно-психологическая экспертиза сект и финансовых пирамид;
10.Судебно-психологическая экспертиза видеозаписи;
11.Судебно-психологическая экспертиза психологического портрета неустановленного преступника и лица, находящегося в розыске;
12.Судебно-психологическая экспертиза рекламы и пропаганды наркотических средств; 
13.Судебно-психологическая экспертиза продукции с признаками контрафактности; 
14.Судебно-психологическая экспертиза продукции порнографического характера;
15.Посмертная судебно-психологическая экспертиза;
16.Комплексная судебная психолого-психофизиологическая экспертиза идеальной следовой информации;

Каждый модуль предусматривает разбор реальных ситуаций и заключений эксперта. 
Слушателям предоставляются рабочие тетради.

Содержание каждого модуля:

Методология;
Экспертные задачи;
Психодиагностический инструментарий и методы исследования;
Структура заключения;
Особенности выступления на суде.

На какие вопросы отвечает СПЭ в рамках уголовного судопроизводства?



Вид СПЭ
Вопросы, выносимые на СПЭ
1
СПЭ несовершенно-летних обвиняемых
Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, или иные аномалии психического развития не болезненного характера? 
Если имеются, то в чем конкретно они выражаются?
Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и его личностные особенности, был ли он способен осознавать значение своих действий и руководить своим поведением?


2
СПЭ свидетелей и потерпевших
Каковы основные индивидуальные особенности познавательной деятельности свидетеля или потерпевшего?
Имеются ли у ФИО психологические особенности, снижающие способность правильно воспринимать события, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания?
Способен ли ФИО воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них адекватные (соответствующие действительности) показания?
Учитывая уровень психического развития свидетеля или потерпевшего и его индивидуально-психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (каких именно)?
Какого было психическое состояние свидетеля или потерпевшего в момент восприятия событий, интересующих следствие (составляющих существо уголовного дела)?
Имеется ли у Ф.И.О. повышенная склонность к фантазированию, способная существенно повлиять на его (ее) показания?
Имеется ли у Ф.И.О. повышенная внушаемость, способная существенно повлиять на его (ее) показания?



3
СПЭ потерпевших по фактам сексуального насилия
Имеются ли у потерпевшей индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
Какого было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?
Учитывая уровень психо-сексуального развития потерпевшей,  была ли она в состоянии понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
Учитывая уровень психо-сексуального развития потерпевшей, конкретные особенности ситуации, ее эмоциональное состояние, была ли она способна оказывать сопротивление?
Имеются ли у ФИО. индивидуально-психологические особенности, способствующие эротическим, сексуальным фантазиям?
Выявляются ли психологические и психофизиологические признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и (или) иных специфических синдромокомплексов. Если да, какова специфика их этиологии и патогенеза?
Наличествует ли у ФИО психологическая травматизация? Если да, то находится ли она в причинно-следственной связи с действиями ФИО (предполагаемого, либо установленного агрессора)? 
Может ли ФИО по своему психическому состоянию принимать участие в судебно-следственных действиях? 
Учитывая уровень психического развития, личностные и возрастные особенности ФИО, способна (-ен) ли она (он) участвовать в производстве предъявления лица для опознания, то есть способна (-ен) ли она (он) среди нескольких человек опознать лицо, совершившее в отношении нее (него) преступление?



4
СПЭ юридически значимых эмоциональных состояний
Находился ли испытуемый в момент совершения, инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
Если нет, то находился ли испытуемый в момент совершения, инкриминируемого ему деяния в ином эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?


5
СПЭ по фактам ДТП
Находился ли испытуемый в момент совершения аварии в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения им профессиональных функций?
Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные элементы), принять правильное решение и реализовать его?
Соответствует ли уровень сформированности у испытуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?


6
Посмертная СПЭ
Каковы личностные особенности (ФИО), могли ли они оказать существенное влияние на его поведение в период, предшествующий исчезновению (смерти, если факт установлен)?
Каковы основные юридически значимые мотивы поведения (ФИО) в период, предшествующий исчезновению?
В каком эмоциональном состоянии находился (ФИО) в период, предшествующий исчезновению (смерти, если факт установлен), и как оно повлияло на его поведение?
Имеются ли в период, предшествующий исчезновению (смерти, если факт установлен), в поведении (ФИО) признаки, указывающие на возможность осуществления им суицидального поведения?   
Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
Чем могло быть вызвано психическое состояние, предшествовавшее смерти?
Имеются ли признаки причинно-следственной связи между действиями (ФИО) и суицидальным актом (суицидальной попыткой) (ФИО)


7
СПЭ личности обвиняемого
Какие индивидуально-психологические особенности ФИО могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)?
Соответствует ли полимодальный профиль личности обследуемого лица поведенческому реагированию в ситуации (с указанием конкретного деяния), о котором имеются сведения в представленных материалах и (или) сообщается самим ФИО (обследуемого лица)?


8
СПИ преступной группировки (группы)
Каковы психологические характеристики группы лиц, состоящей из (ФИО)?
Обладает ли (ФИО) лидерскими качествами?
Учитывая индивидуально-психологические особенности членов группы, а также обстоятельства совершенного ими деяния, кто из них мог быть лидером преступной группировки?
При наличии аудиозаписей разговоров участников группы:
Выявляются ли в ходе исследования представленных на исследование записей разговоров (а также иных материалов уголовного дела) психологически признаки организации коммуникантов в единую группу? 
Если в ходе исследования представленных на исследование записей разговоров (а также иных материалов уголовного дела)  выявляются психологические признаки организации коммуникантов в единую группу, то что является основой организации данной группы?
Какие формы речевого взаимодействия между коммуникантами имеются в представленных на исследование записях? 
Выявляются ли в ходе исследования представленных записей (а также иных материалов уголовного дела) психологически признаки структурированности группы? Если да, то какова ее структура и групповые роли коммуникантов?



9
СПЭ экстремистской и террористической деятельности
Содержится ли в данном материале (как правило-видео) признаки выраженного отношения к какой-либо группе? Если да, то является ли данное отношение позитивным, негативным или нейтральным? 
Содержит ли данный материал информацию, способствующую разжиганию национальной, расовой, социальной, религиозной ненависти, розни и вражды? 


10
СПЭ сект и финансовых пирамид
Имеются ли в представленных материалах какие-либо способы, методы, средства и т.д., оказывающие негативное психологическое воздействие на человека?
Если таковые имеются, то как они выражены?
Обнаруживаются ли в действиях (деятельности) конкретного лица (группы лиц, организации и т.д.) признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего (других лиц), оказывает ли эта деятельности существенное негативное влияние на психическую деятельность людей (несовершеннолетних, лиц других категорий)?


11
СПЭ видеозаписи
Содержит ли видеозапись допроса (иных действий) признаки недопустимого психологического воздействия, оказываемого на допрашиваемого со стороны допрашивающего или третьих лиц? 
Оказывалось ли в процессе общения (ФИО) со следователем психологическое воздействие, способное существенно повлиять на сообщение (ФИО) сведений?
Имеет ли речевое поведение говорящего, зафиксированного на видеозаписи, признаки зависимого положения говорящего от третьих лиц?
Имеются ли на видеозаписи признаки оказываемого на (ФИО) психологического давления, принуждения, иные особенности, которые могли бы свидетельствовать о несамостоятельности поведенческой активности при сообщении сведений?
Имеются ли на видеозаписи допроса (ФИО) психологические признаки заученности сведений, сообщаемых (ФИО)?
Имеются ли на видеозаписи допроса (ФИО) признаки несоответствия речевых конструкций личностным особенностям (ФИО)?
Содержат ли сведения, сообщаемые (ФИО) и зафиксированные на видеозаписи, психологические признаки подготовленности/ неподготовленности, спонтанности/неспонтанности речевых конструкций?
Имеются ли психологические признаки инсценировки коммуникации, представленной на видеозаписи допроса (ФИО)?
Соответствует ли специфика организации речевого действия ФИО в процессе производства следственного действия моделям порождения речевого сообщения идеальной следовой информации?



12
СПЭ психологического портрета неустановленного преступника и лица, находящегося в розыске
Каковы индивидуально-типологические, розыскные особенности неустановленного преступника (его психологический портрет)?


13
Комплексная судебная психолого-психофизиологическая экспертиза идеальной следовой информации
Наличествует ли у Ф.И.О. идеальная следования информация о том, что Ф.И.О. (фактические данные интересующие следствие)?
Если да, то вследствии отражения каких обстоятельств она была получена, какой вид следообразования имеет?
Имеются ли психологические признаки инсценировки коммуникации в виде фальсификация и (или) искажения событий имеющих значение по данному уголовному делу (по материалам проверки)?


14
СПЭ рекламы и пропаганды наркотических средств
Каковы типовые ассоциации, связанные с восприятием эмблемы на представленных объектах у потенциальных покупателей?
Имеют ли указанные эмблемы и надписи на объектах признаки рекламы и пропаганды наркотических средств? 
Является ли представленный файл пропагандой или рекламой наркотических средств или психотропных веществ?
Является ли представленная информация агентом передачи наркогенной информации?
Может ли данная информация побудить интерес к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам?


15
СПЭ продукции порнографи-ческого характера
Каково содержание записи, представленной на исследование?
Имеет ли представленная на исследование продукция признаки продукции порнографического/эротического характера?
Какое влияние на психику человека оказывает просмотр представленной на исследование видеозаписи?


16
СПЭ продукции с признаками контрафактности
Являются ли представленные объекты (дизайн упаковки, текстовая надпись, название, логотип и т.п.) сходными до степени смешения в восприятии потенциальных потребителей?
Какое из представленных наименований является более известным и популярным?

 
При прохождении  16 модулей (СПЭ в уголовном судопроизводстве) слушатели получают удостоверение о прохождении КПК установленного образца. 

Стоимость обучения одного модуля (16 часов) составляет 9500р. 
При оплате четырех модулей единовременно предоставляется скидка 10%.  





При прохождение всех 19 модулей (16 модулей СПЭ в уголовном судопроизводстве и 3 модуля СПЭ в гражданском судопроизводстве) слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Судебный эксперт» с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере судебно-психологической экспертизы, а также бесплатный бонусный семинар на тему «Методы получения признательных и правдивых показаний».

Менеджер: Виктория Шабанова, т. 8-913-557-51-41(Viber, WhatsApp, SMS, Direct).