Обучение
Впервые в Красноярске организован цикл семинаров «ОТ СПЕЦИАЛИСТА ДО ЭКСПЕРТА В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ»
Что такое судебно-психологическая экспертиза (СПЭ)?
•СПЭ – это исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;
•СПЭ – специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя или суда предоставленных ему подэкспертных материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме.
•Значение СПЭ состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела и позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства весь арсенал современных научно-психологических средств.
Кто может стать экспертом-психологом?
•Любое лицо, имеющее квалификацию психолога (бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная переподготовка с присвоением квалификации), без специальных требований к стажу и опыту работы.
1. Деятельность психолога в гражданском судопроизводстве.
Какие задачи решает СПЭ в рамках гражданского судопроизводства?
•Диагностика личности и эмоциональных состояний, психологических признаков достоверности и недостоверности сообщаемой информации;
•Определение структуры детско-родительских отношений, родительского статуса, родительской мотивации, структуры эмоциональной привязанности, благоприятного прогноза развития личности ребенка в делах об определении места проживания ребенка и участии в его воспитании родителей и родственников;
•Определения наличия или отсутствия диагностических психологических признаков наличия морального вреда в судебных делах об его возмещении;
•Психологическая диагностика порока воли в судебных делах о признании сделок недействительными.
Цикл обучающих семинаров состоит из трех учебных модулей:
•Судебно-психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей и определения их места проживания (16 часов).
•Судебно-психологическая экспертиза сделок с пороками воли (16 часов);
•Судебно-психологическая экспертиза морального вреда (16 часов);
Содержание модулей:
•Методология
•Экспертные задачи
•Психодиагностический инструментарий и методы исследования
•Структура заключения
•Особенности выступления на суде
Каждый модуль предусматривает разбор реальных ситуаций и заключений эксперта.
Слушателям предоставляются рабочие тетради.
При прохождении 3 модулей (СПЭ в гражданском судопроизводстве) слушатели получают удостоверение о прохождении КПК установленного образца.
Стоимость обучения одного модуля (16 часов) составляет 9500р.
При оплате трех модулей единовременно предоставляется скидка 10%.
Предварительно старт цикла 5-6 апреля, либо 4-5 мая (в зависимости от укомплектования группы).
Менеджер: Виктория Шабанова, т. 8-913-557-51-41(Viber, WhatsApp, SMS, Direct).
1 модуль:
Судебная психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей и определении их места проживания.
Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, относятся к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний.
В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел:
• о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);
• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (ст. 65 СК РФ);
• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч. 2 п. 2 ст. 66 СК РФ);
• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ);
• о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ);
• о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
• об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ);
• об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ);
• об отмене усыновления (ст. ст. 140, 141 СК РФ);
• об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства (ст. 67 п. 3 СК РФ).
Вышеперечисленные категории дел объединяются общей целью: защитой прав и интересов несовершеннолетних детей в родительских правоотношениях. Потому суд руководствуется интересами ребенка, ставя в предмет доказывания установление того факта, будет ли отвечать интересам ребенка то или иное действие (передача ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родителем, лишение родительских прав, отмена усыновления, установление определённого времени на общение с отдельно проживающими родственниками и пр.).
Эти обстоятельства являются психологическими, которые невозможно профессионально определить исходя только из жизненного опыта. В данном случае необходимо применение специальных знаний.
Наш семинар рассчитан на практикующий психологов, которые желают повысить свою квалификацию до позиции эксперта в данной области.
Семинар включает в себя лекционные и практические занятия по следующим тематическим блокам:
1.Общая экспертология: права и обязанности эксперта, правила назначения и представления экспертизы и исследований, квалификация, требования к оформлению заключений.
2.Методология: объект и предмет исследования (1) психический статус ребенка, 2) психический статус каждого из родителей, 3) родительский статус отца, 4) родительский статус матери, 5) анамнез семьи (особенности семейной ситуации и межличностных отношений), 6) особенности детско-родительских взаимоотношений). Цели исследования как определения функциональной способности матери и отца оптимально удовлетворять потребности ребенка с учетом личностных особенностей родителей и их родительского статуса; личностных и возрастных особенностей ребенка; качества детско-родительских отношений; стиля воспитания обоими родителями; определение детско-родительских отношений и межличностных отношений бывших супругов и т.д.
3.Вопросы, выносимые на экспертизу и (или) исследование.
4.Алгоритм исследования: 1). Индивидуальная контактная диагностика членов семьи: экспертная психодиагностика индивидуально-психологических (личностных, эмоционально-волевых, мотивационных) особенностей родителей, индивидуально-психологических и возрастных особенностей ребенка и особенностей его психического развития; 2). Ситуационная диагностика семейных (в том числе межличностных супружеских и детско-родительских) отношений, прогностическая клинико-психологическая диагностика психического развития ребенка при учете индивидуальных особенностей ребенка и родителей. 3). Прогностическая клинико-психологическая диагностика психического развития детей при учете их соматического, психического, статуса, половозрастных, индивидуальных и других особенностей.
5.Методы исследования: психологический анализ материалов гражданского дела, клинико-патопсихологический, анамнестический анализ, наблюдение, направленная психологическая беседа (в форме клинического интервью), биографический метод, экспериментально-психологическое обследование взрослых лиц и детей. Особенности работы со СМОЛ, тестами «Диагностика родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина»; «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.; методика parental attitude research instrument (PARI) Е.С. Шефера, Р.К. Белл; родительское сочинение В.В. Столина в адаптации А.И. Тащевой; ТАТ и САТ, метафорические карты, тест Сонди, проективные тесты и т.д.
6.Разбор реальный гражданских дел и экспертиз «Экспертного бюро судебной психофизиологии и поведенческого анализа».
7.Составление договоров и иных документов на оплату судебной экспертизы и (или) исследования. Особенности ценовой политики.
Семинар по СПЭ в гражданском судопроизводстве ведет:
Макаренко Ирина Александровна, кандидат психологический наук, член-корреспондент UK Academy of Education, эксперт, клинический и юридический психолог, член союза лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов им. Ю.Г. Корухова», руководитель «Экспертного бюро судебной психофизиологии и поведенческого анализа», руководитель департамента юридической психологии и судебной экспертизы АНО ДПО «Национальный центр гуманитарного образования и информационных технологий», руководитель департамента судебных экспертиз Академии детекции лжи, автор монографии «Психолого-криминалистическая диагностика», знак отличия UK Academy of Education «За достижения в науке», стаж экспертной работы с 2001 года.
2. Деятельность психолога в уголовном судопроизводстве.
Цикл обучающих семинаров состоит из 16-ти учебных модулей по 16 часов каждый:
1.Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых;
2.Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших;
3.Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия;
4.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний;
5.Судебно-психологическая экспертиза по фактам ДТП;
6.Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого;
7.Судебно-психологическая экспертиза преступной группировки (группы);
8.Судебно-психологическая экспертиза экстремистской и террористической деятельности;
9.Судебно-психологическая экспертиза сект и финансовых пирамид;
10.Судебно-психологическая экспертиза видеозаписи;
11.Судебно-психологическая экспертиза психологического портрета неустановленного преступника и лица, находящегося в розыске;
12.Судебно-психологическая экспертиза рекламы и пропаганды наркотических средств;
13.Судебно-психологическая экспертиза продукции с признаками контрафактности;
14.Судебно-психологическая экспертиза продукции порнографического характера;
15.Посмертная судебно-психологическая экспертиза;
16.Комплексная судебная психолого-психофизиологическая экспертиза идеальной следовой информации;
Каждый модуль предусматривает разбор реальных ситуаций и заключений эксперта.
Слушателям предоставляются рабочие тетради.
Содержание каждого модуля:
•Методология;
•Экспертные задачи;
•Психодиагностический инструментарий и методы исследования;
•Структура заключения;
•Особенности выступления на суде.
На какие вопросы отвечает СПЭ в рамках уголовного судопроизводства?
№ |
Вид СПЭ |
Вопросы, выносимые на СПЭ |
|
1 |
СПЭ несовершенно-летних обвиняемых |
Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, или иные аномалии психического развития не болезненного характера?
Если имеются, то в чем конкретно они выражаются? Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и его личностные особенности, был ли он способен осознавать значение своих действий и руководить своим поведением? |
|
2 |
СПЭ свидетелей и потерпевших |
|
|
3 |
СПЭ потерпевших по фактам сексуального насилия |
|
|
4 |
СПЭ юридически значимых эмоциональных состояний |
Находился ли испытуемый в момент совершения, инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
Если нет, то находился ли испытуемый в момент совершения, инкриминируемого ему деяния в ином эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность? |
|
5 |
СПЭ по фактам ДТП |
Находился ли испытуемый в момент совершения аварии в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения им профессиональных функций?
Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные элементы), принять правильное решение и реализовать его? Соответствует ли уровень сформированности у испытуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации? |
|
6 |
Посмертная СПЭ |
Каковы личностные особенности (ФИО), могли ли они оказать существенное влияние на его поведение в период, предшествующий исчезновению (смерти, если факт установлен)?
Каковы основные юридически значимые мотивы поведения (ФИО) в период, предшествующий исчезновению? В каком эмоциональном состоянии находился (ФИО) в период, предшествующий исчезновению (смерти, если факт установлен), и как оно повлияло на его поведение? Имеются ли в период, предшествующий исчезновению (смерти, если факт установлен), в поведении (ФИО) признаки, указывающие на возможность осуществления им суицидального поведения? Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству? Чем могло быть вызвано психическое состояние, предшествовавшее смерти? Имеются ли признаки причинно-следственной связи между действиями (ФИО) и суицидальным актом (суицидальной попыткой) (ФИО) |
|
7 |
СПЭ личности обвиняемого |
Какие индивидуально-психологические особенности ФИО могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)? Соответствует ли полимодальный профиль личности обследуемого лица поведенческому реагированию в ситуации (с указанием конкретного деяния), о котором имеются сведения в представленных материалах и (или) сообщается самим ФИО (обследуемого лица)? |
|
8 |
СПИ преступной группировки (группы) |
|
|
9 |
СПЭ экстремистской и террористической деятельности |
Содержится ли в данном материале (как правило-видео) признаки выраженного отношения к какой-либо группе? Если да, то является ли данное отношение позитивным, негативным или нейтральным? Содержит ли данный материал информацию, способствующую разжиганию национальной, расовой, социальной, религиозной ненависти, розни и вражды? |
10 |
СПЭ сект и финансовых пирамид |
Имеются ли в представленных материалах какие-либо способы, методы, средства и т.д., оказывающие негативное психологическое воздействие на человека?
Если таковые имеются, то как они выражены? Обнаруживаются ли в действиях (деятельности) конкретного лица (группы лиц, организации и т.д.) признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего (других лиц), оказывает ли эта деятельности существенное негативное влияние на психическую деятельность людей (несовершеннолетних, лиц других категорий)? |
|
11 |
СПЭ видеозаписи |
|
|
12 |
СПЭ психологического портрета неустановленного преступника и лица, находящегося в розыске |
Каковы индивидуально-типологические, розыскные особенности неустановленного преступника (его психологический портрет)?
|
|
13 |
Комплексная судебная психолого-психофизиологическая экспертиза идеальной следовой информации |
Наличествует ли у Ф.И.О. идеальная следования информация о том, что Ф.И.О. (фактические данные интересующие следствие)?
Если да, то вследствии отражения каких обстоятельств она была получена, какой вид следообразования имеет? Имеются ли психологические признаки инсценировки коммуникации в виде фальсификация и (или) искажения событий имеющих значение по данному уголовному делу (по материалам проверки)? |
|
14 |
СПЭ рекламы и пропаганды наркотических средств |
Каковы типовые ассоциации, связанные с восприятием эмблемы на представленных объектах у потенциальных покупателей?
Имеют ли указанные эмблемы и надписи на объектах признаки рекламы и пропаганды наркотических средств? Является ли представленный файл пропагандой или рекламой наркотических средств или психотропных веществ? Является ли представленная информация агентом передачи наркогенной информации? Может ли данная информация побудить интерес к наркотическим средствам, психотропным веществам или их прекурсорам? |
|
15 |
СПЭ продукции порнографи-ческого характера |
Каково содержание записи, представленной на исследование?
Имеет ли представленная на исследование продукция признаки продукции порнографического/эротического характера? Какое влияние на психику человека оказывает просмотр представленной на исследование видеозаписи? |
|
16 |
СПЭ продукции с признаками контрафактности |
Являются ли представленные объекты (дизайн упаковки, текстовая надпись, название, логотип и т.п.) сходными до степени смешения в восприятии потенциальных потребителей?
Какое из представленных наименований является более известным и популярным? |
При прохождении 16 модулей (СПЭ в уголовном судопроизводстве) слушатели получают удостоверение о прохождении КПК установленного образца.
Стоимость обучения одного модуля (16 часов) составляет 9500р.
При оплате четырех модулей единовременно предоставляется скидка 10%.
При прохождение всех 19 модулей (16 модулей СПЭ в уголовном судопроизводстве и 3 модуля СПЭ в гражданском судопроизводстве) слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Судебный эксперт» с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере судебно-психологической экспертизы, а также бесплатный бонусный семинар на тему «Методы получения признательных и правдивых показаний».
Менеджер: Виктория Шабанова, т. 8-913-557-51-41(Viber, WhatsApp, SMS, Direct).